60-е годы прошлого века. Как охотники нашего села делали аэросани и использовали их на охоте

размещено в: Охота и рыбалка | 0
Михаил Тимофеевич Кулинич катает свою супругу Беллу Борисовну на самодельных аэросанях. В 60 — х годах было такое время, когда многие селяне ( особенно рыбаки и охотники ) увлекались конструированием электросаней.

Воспоминания Юрия Михайловича Кулинича.

На охоту иногда брали лошадь, на санях ехали в бор. Лошадь распрягали, давали сена и уходили в лес. На кобыле приятнее на охоту ходить. Машин вездеходов тогда и в помине не было. На всю Чашу было штук десять Газ-69 у начальства. У простого люда и мотоцикл был роскошью. Мой отец всю жизнь мечтал иметь тяжёлый мотоцикл М-71, но не смог его достать. И решили наши отцы делать свое зимнее транспортное средство — аэросани. Нашли в журнале «Техника — молодёжи» чертежи и вперёд.

Никаких запчастей в продаже не было. Я отвинчивал болты и гайки с старых брошенных комбайнов на МТС (машинно — тракторной станции). Полагаю, что нынешняя молодёжь эту аббревиатуру не знает.

Обосновались в школьной мастерской у Лазаренко Владимира Александровича. Каждый придумывал свою конструкцию. Отец делал каркас из алюминиевых труб, которые раздобыл на маслозаводе с помощью маминого брата Павла Борисовича. Лазаренко делал все из дерева.

Лазаренко и мой отец достроили аэросани до испытаний. В качестве двигателя использовали пускач от трактора ДТ-54. Для повышения мощности двигателя отец выбросил редуктор и на вал кривошипа закрепил толкающий винт. Двигатель был простейший, выхлоп из цилиндра на воздух без глушителя. Гремел двигатель знатно, за 3 км было слышно, но и бензин жрал неимоверно. Бензобака на 10 литров хватало где-то на 15 км пробега. Но тогда это никого не смущало, бензин стоил 4.9 копейки за литр. На 1 рубль наливалась канистра 20 литров, да и любой шофёр плеснет ведро бензина по необходимости.

Главное в аэросанях — винт. От правильного угла атаки винта зависит тянущая сила. Отец делал винты из берёзы по чертежам. Брус берёзы годами сушился в тёмном прохладном месте. И надо было сбалансировать лопасти винта, чтобы не было биений при вращении.

Лыжи делали из осиновых досок. Распаривали конец доски в горячей воде, загибали, закрепляли изгиб и сушили месяцами. Все были мастерами — самоделкиными. Три лыжи, две сзади и передняя рулевая. Через год были испытания. Отцовские сани показали очень хорошую тяговую силу и большую скорость до 60 км/час.

Техники безопасности никакой не было. Винт открытый, без всякой защиты. И как только под винт никто не попал — только богу известно.

Будучи студентом, я приехал зимой на каникулы. Взял ружье и поехал на санях зайцев гонять. Грохот от саней страшный, косой выскакивает из леса и в поле спасается бегством. Выгнал я зайчишку, два раза пальнул из ружья, промазал конечно. Попади попробуй, когда стреляешь на ходу и все трясётся. Залетел на вспаханное поле и винт чиркнул о кочку земли. Винт в щепки, а я в 10 км от дома в лесах. Стал сани тащить на себе, стемнело. Когда подходил к селу, увидел отца на лыжах, который пошёл меня искать.

Уехал я рано утром, а уже вечер и шума двигателя не слышно. Ни слова упрёка за сломанный винт не было. После этого случая отец возил в санях запасной винт в чехле.

К концу 60х началу 70х годов многие охотники завели аэросани. Сергей Кондаков, Володя Жуковский, Анатолий Зырянов из деревни Рыбное.

Кондаков, Жуковский, Кулинич создали мотокомпанию и за световой день обкатывали окрестные леса на 20 км вокруг Чаши. За день сжигали до 40 литров бензина .

И повадились они лис добывать. Выгонят лису в поле, а там стреляют на ходу. Шкурки отец выделывал, а потом продавал. Как то волка добыли и получили за него премию 200 рублей.

Несколько лис отец поймал за хвост. Промазал из ружья на ходу и гонит лису дальше. У лисы ноги свои, а у саней — бензиновые. Лиса устаёт, бежать быстро не может. Охотник подъезжает к лисе вплотную, хватает за хвост и в сумку. Правда приходится лису пристукнуть заранее запасенным молотком.

Аэроохотники разогнали все зверье в лесах в округе до 30 км. На них нажаловались охотники, которые охотились на своих двоих. И милиция пошла конфисковывать двигатели от саней под предлогом отсутствия документов на покупку двигателей. Пришёл к отцу Гена Ленков, смеётся. У меня забрали двигатель от саней, дак ещё пяток запасных лежит. У Толи Зырянова аэросани украли ночью. Стояли на озере у огорода, вот втихую и укатили. Тема аэросаней свернулась, когда подорожал бензин и появились снегоходы.

7 ноября 1960 года. Слева я — Юрий, затем отец Михаил Тимофеевич Кулинич и брат Толя
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий